Хороший фильм не заканчивается на титрах — а только начинается. В голове остаются сцены, диалоги, музыка. Хочется пересказать, обсудить, перечувствовать. Но почему фильм цепляет? Что конкретно в нем работает?
Этот курс для зрителей, которые хотят видеть глубже. Ощущать язык цвета, слышать интонации музыки — и тишины. Узнавать режиссера по одной сцене. А главное, понимать тайный язык кино.
Будем читать фильмы, как книги. Чтобы понимать, что делает кино волшебным, страшным, незабываемым. Знать, как управлять вниманием и эмоциями. Чтобы «мне нравится» перестало быть единственным аргументом. А поможет нам Виктория Цетлина — киновед и преподаватель Московской школы кино.
Вы больше не сможете смотреть фильмы «по-старому», а обычная жизнь покажется кинематографичнее. И в этом — вся магия.
Этот курс для вас, если вы:
- Любите смотреть фильмы и хотите понять, почему это так захватывает
- Работаете с визуалом, сторителлингом, эмоциями — и не прочь перенять приемы кинематографистов
- Хотите стать частью увлеченного сообщества: узнавать новое, спорить, искать ответы
- Вам любопытно, как «работает» жанр (и почему ромком — не ругательство)
- Чувствуете, что в фильмах многое скрыто: знания, смыслы, интеллектуальный опыт
- Ведете лайфстайл или профессиональный блог и ищете новые идеи
- Хотите говорить о кино со знанием дела — об эстетике, кадре, приемах, без «ну это красиво»
Что вы получите
- Новый скил: умение анализировать фильмы
- Сможете понять Тарковского (но это не точно)
- Удовольствие от общения с увлеченными людьми
- Киноязык перестанет быть эзоповым
- Станете узнавать режиссеров по первым секундам
- Будете внимательнее не только к фильмам, но и к миру
- Переход от «чувствую, но не могу объяснить» к «понимаю, анализирую»
- Прокачаете визуальное мышление
Программа обучения
Занятие 1. Как мы смотрим кино: от впечатления к анализу
- Почему «просто нравится» — не ответ: как работает восприятие кино
- Особенности воздействия экранного изображения и модели восприятия фильмов
- Как работает монтаж. Виды монтажа. Просмотр отрывков из фильма «Броненосец „Потемкин“» С. Эйзенштейна
- Что такое кадр, план, ракурс, крупность, композиция
- Секрет «второго просмотра»: почему со временем фильмы меняются
- Первое упражнение: раскадровка сцены из памяти (что запомнилось?)
Занятие 2. Словарь киноязыка: как говорить о фильмах точно
- Что такое киноязык? Почему это не метафора, а система
- Цвет, свет и движение камеры: интуитивное воздействие на эмоции
- Звук и музыка: не фон, а драматургия.
- Кадр как высказывание: режиссерский стиль Педро Альмодовара, Дэвида Линча, Луиса Бунюэля, Ларса фон Триера, Алексея Германа
Занятие 3. История глазами режиссера и сценариста: сюжет, конфликт и визуальный рассказ
- Деталь и ее роль в фильме.
- Структура без шаблонов: почему не всё кино — это «три акта»
- Мизансцена, символ, лейтмотив — и как это всё становится нарративом
- Персонаж как система взглядов и решений, а не «герой с целью». Герои в истории кино: от «Чапаева» до «Брата». Как создать главного героя?
- Визуальный сторителлинг: как режиссер создает сюжет через образ
- Как понимать кино без диалогов (на примерах: Малик, Андерсон, Тарковский).
- Как период немого кино продолжает оказывать влияние на современный кинематограф
Занятие 4. Жанр, штампы и авторский стиль
- Жанр как система ожиданий: почему мы «чувствуем», что будет дальше
- От шаблона к игре: как кино само себя цитирует
- От «голливудской системы жанров» 30-х годов до современной работы с традиционными жанрами.
- Авторское кино: по каким признакам его отличают (и почему это не всегда «медленно и глубоко»)
- Приметы стиля: узнаваемость и личный почерк режиссера
- Великие фильмы и основные «волны» в истории кино: немецкий экспрессионизм, французский поэтический реализм, итальянский неореализм и «эпоха титанов», французская и немецкая «новые волны», советская «оттепель», Новый Голливуд, «Догма-95»
- Фестивальное движение Европы — смена векторов и поиск новых имён.
- Будущее кинопроцесса. Итоги пройденного материала.