Вермеером вдохновлялись Пикассо и Дали, даже Бэнкси копировал его работы. Манера этого голландского художника стопроцентно узнаваема и абсолютно неповторима.
О том, каким мы видим творчество Яна Вермеера сегодня, поговорим с искусствоведом Татьяной Пигарёвой:
— почему Вермеера забыли после смерти и как он триумфально вернулся, став одним из самых узнаваемых классиков;
— как Сальвадор Дали объясняет «божественный» статус Вермеера и какой витиеватый диалог с голландцем Дали ведет на своих картинах и в фильме «Андалузский пес»;
— в чем загадка техники и света у Вермеера, на какие детали важно обратить внимание, чтобы приблизиться к его вселенной.
Кстати, крупнейшая в истории выставка картин Вермеера открылась в феврале в Амстердаме: 28 из 35 известных картин художника. В том числе и «Девушка с жемчужной сережкой». Вам повезло, если получится побывать на этой выставке, ведь такого полного обзора творчества Вермеера мы не видели никогда.
«Хотя Сальвадор Дали утверждал, что в „присутствии Вермеера можно только благоговейно молчать“, а нидерландский философ и культуролог Иоханнес Хёйзинга писал, что Вермеер „один из тех мастеров, которые лишают смысла любые профессиональные критерии, они выходят за рамки любых искусствоведческих концепций“, мы сделаем тщетную попытку подобрать ключи к его загадкам. Внимательно посмотреть на его работы — первый шаг», — говорит Татьяна Пигарёва.