Мы рассмотрим с разных сторон, каким образом телесное вплетено в нашу практику в нарративном подходе, опираясь как на работы нарративных терапевтов (создателей подхода и современных авторов), так и на более широкий интеллектуальный контекст - социологию, антропологию, философию.
Программа:
1 Настраиваем оптику: какое место занимает телесность в работе в нарративном подходе?
- На первой встрече мы рассмотрим критику нарративного подхода и дискуссии относительно того, какое место тело и эмоции занимают в нашей работе.
- И всё это для того, чтобы уточнить и артикулировать: как же всё-таки мы смотрим на телесность, какую мировоззренческую и этическую позицию занимаем по отношению к ней?
- В чём эта позиция может выражаться на практике? С чем сверяться?
2 Нарратив и перформанс
- Метафора перформанса, перформативности - позволяет включить и телесное, и смысловое измерение.
- Мы коснемся категории становления в постструктуралистской философии; перформативности Дж. Батлер, которая подразумевает повторяемость, цитатность.
- Тело - как процесс; как включенность в разнообразные практики. Проблемная и предпочитаемая история как перформативные: разворачивающиеся в теле, во времени, в отношениях.
- Как это подчеркнуть? Экстернализация подразумевает, что проблема (тело болезни) не равна телу человека: как это?
- Как из будущего срежиссировать перформанс в настоящем и наоборот?
3 Язык и телесность
- Зачастую для того, чтобы описать телесность (свою и другого), у нас не хватает языка.
- Скудный словарь ведет к недостаточному различению. Телесные практики могут предложить свои способы его пополнить (с известной осторожностью; наименование - акт власти).
- Вообще, наименование, "naming" - важный этап нарративной практики; в этом есть некоторое сходство с двигательными практиками, когда мы переходим от объема опыта к собиранию в слове, образе и смысловом измерении.
- Наречение именем - это ещё и в каком-то смысле магический момент. Поразмышляем над этими вопросами.
4 Телесность и политика
- Политика (как с большой, так и с маленькой "п") всегда интересуется телом. В теоретической части мы, конечно, вспомним здесь снова Фуко; а также Бурдье; поговорим немного про гендер и критику "неолиберального" подхода к телу.
- Меняя отдельно взятую человеческую телесность, мы трогаем нити многих социальных связей, и в том числе отношений власти, делая тело более встроенным в одни траектории, и более свободным от иных.
5 Множественная телесность
- Философ Аннмари Мол в своей работе показывает, что даже в медицине сведение разнообразных процессов в единый объект под названием "тело" - это большой труд. В нарративном подходе представлениям о полиисторичности соответствует представление о множественной телесности (embodied resistance M Guilfoyle, somatic coexistence Percy&Pare, imaginary body m polanco).
- Это может помочь, например, в работе с ответами на насилие и травму: в многообразии того, что зовётся телом, всегда со-существует ответ, движение, новое качество, решение. И шире - в работе с любыми изменениями - эта модель может быть полезна.
6 Распределенная телесность
- У тела есть ясная граница: кожа. И в то же время тело можно увидеть как незамкнутое - находящееся в отношениях с пространством, объектами, технологиями, другими телами (человеческими и нечеловеческими).
- Проживаемые изменения выходят за пределы тела и могут быть инициированы из разных точек.
7 Телесность и воображение
- Образ, воображение - ещё один модус, в котором телесные и смысловые реальности тесно связаны.
- Кроме того, здесь они освобождены от повседневного восприятия.
- Какой может быть работа на стыке нарративного подхода, движения и творчества?
- Как естественно-научные модели могут стать основой для воображения?
8 Работа в различных форматах и резюме курса.
- От движения к разговору и от разговора к движению; индивидуальная и групповая работа; подведение итогов, празднование завершения и Рождества.