Социальную антропологию (науку об эволюции общества) не преподают в школах — и очень жаль! Но если бы ее преподавали, то что должен был бы знать широкий круг людей?
Этот курс о том, как стремление понять людей из других культур ведет к пониманию себя, как изучение древних мифологий связано с Голливудом, и почему, чтобы бороться с наркоторговцами, надо знать их ритуалы.
Поговорим о пяти самых известных открытиях в антропологии, которые связаны с мифами, ритуалами, деньгами и символическими границами. Привычные вещи откроются в новом свете.
Чему научитесь:
- Поймете, как в разных культурах, в том числе нашей, устроены ритуалы, объединяющие людей и мифологические представления, объясняющие мир
- Познакомитесь с классическими антропологическими исследованиями, изменившими мир
Программа:
Лекция 1. Все относительно! — открытие социального релятивизма.
Антропологи едут к далеким народам и изучают чуждые европейцам ценности, чтобы понять, что не существует единых нравственных законов. Представление о норме оказывается уникальным для каждой культуры (это и называется социальный релятивизм).
Это открытие приводит к неожиданным изменениям внутри европейской культуры, меняет отношение к мигрантам, привычным социальным институтам и даже к сексу.
Обсуждаем книги:
- Маргарет Мид «Взросление на Самоа» (1928)
- Бронислава Малиновского «Секс и вытеснение в обществе дикарей» (1927)
- Судхира Венкатеша «Главарь банды на день» (2008)
Лекция 2. Расскажи мне твой миф, и я скажу, кто ты
В школе нас учили, что мифы возникают случайным образом, когда первобытные невежественные люди пытались объяснить непонятные им явления природы.
Но только ли дело в этом? Почему мифологические истории из разных концов мира так похожи? Что такого важного есть в мифах, что люди воспроизводят их снова и снова. Почему мифология не умерла с появлением науки?
Обсуждаем книги:
- Владимира Проппа «Морфология сказки» (1928)
- Леви-Стросс «Структурная антропология» (1958)
- Мэри Дуглас «Чистота и опасность» (1966)
- Hortense Powdermaker «Hollywood: The Dream Factory, An Anthropologist Looks at the Movie Makers» (1951)
Лекция 3. Колдовство и коррупция: как на самом деле работает магическое мышление
Нельзя убить соседа, пронзив иголкой сердце похожей на него куклы. С этим согласятся все. Но почему тогда магическое мышление до сих пор существует? Зачем оно нужно обществу? Зачем маркетологи и экономисты на полном серьезе изучают «законы» магии? И как устроена связь колдовства с коррупцией?
Поговорим о книге Э. Эванс-Притчарда «Колдовство, оракулы и магия у азанде» (1937), испытаем на себе действенность магических заклинаний.
Лекция 4. Дарообмен: как не оказаться съеденными чужаками, а превратить их в добрых соседей?
Многие из вас знают слова «обмыть» и «проставиться». Мы обмываем удачное приобретение, чувствуем необходимость поделиться с окружающими своей удачей и сгладить неловкость от возникшего неравенства. Тем самым мы вовлекаемся в дарообмен.
Социальный механизм дарообмена глубоко архаичен и повсеместно распространен. Откуда у нас это стремление?
Обсуждаем:
- книгу Марселя Мосса «Дар» (1925)
- статью Джорджа Фостера «Ограниченное благо» (1965)
Лекция 5. Как ритуалы делают из людей единое общество
Как правило, человек сначала замечает песчинку в глазах другого, а только потом — бревно в глазу у себя. Антропологи долго изучали экзотические ритуалы далеких племен, а потом обнаружили, что любое сообщество создает множество обрядов. Но почему люди нуждаются в коллективных ритуалах? Откуда берется подростковая инициация? Почему обряды инициации такие жестокие?
Обсуждаем книги:
- Ардольда ван Геннера «Обряды перехода» (1909)
- Виктора Тернера «Структура и антиструктура» (1965)