О курсе
Прежде всего, слушатели получат основные представления о концепции прав человека, ее развитии и современном состоянии, а также о таких проблемах, связанных с этим понятием, например, о соотношении представлений мультикультурализма и концепции универсальности прав человека. В рамках курса будут раскрыты основные компоненты понятия «права человека», как понятия, тесно связанного с понятием свободы, отражающего как само достоинство человеческой личности, так и притязание на обладание конкретными возможностями, позволяющими сделать жизнь этой личности действительно достойной. При этом права человека являются одновременно и характеристикой отношений человек-государство и инструментом ограничения власти правительства (государства) над человеком.
Существенное внимание в курсе будет уделено также процессу институционализации прав человека в мире и в современной России, и таких основных компонент этой институционализации, как
- инкорпорация прав человека в нормативную базу государства, проникновение этой концепции из сферы естественного в сферу позитивного права;
- включение концепции прав человека в публичную дискуссию, в которой принимают участие самые различные группы населения;
- появление и развитие государственных правозащитных институтов (институт Уполномоченного по правам человека и т.д.);
- развитие общественных правозащитных организаций.
Как легко заметить, процесс институционализации прав человека тесно связан с процессом развития публичной политики, понимаемой как программы и приоритеты органов власти, механизмы и технологии их реализации, выработанные на основе и с учетом ожиданий социальных групп (страт) общества через их представителей. Этой теме будет посвящена вторая часть предлагаемого курса. Основное внимание здесь будет уделено как обсуждение самого понятие «публичная политика», так и развитию и деятельности институтов-медиаторов, посредников, реализующих функцию связности основных акторов поля публичной политики. Среди таких институтов внимание будет уделено прежде фабрикам мысли и центрам публичной политики, различного вида Общественным советам и общественным палатам, а также институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана). При этом в курсе будет рассмотрен как международный опыт развития публичной политики и институтов-медиаторов, так и уже накопленный опыт современной России.
Формат
Каждая из 10 тем состоит из нескольких видеофрагментов длительностью от 10 до 15 минут. Для оценки освоения каждой темы предлагается оцениваемый тест примерно из 15 вопросов или эссе в формате взаимного оценивания.
Требования
Слушатели должны иметь базовые представления о сфере политики и быть знакомыми с набором основных понятий и концепций политической науки (как минимум в рамках профильного курса «Обществознания»).
Результаты обучения
- способность к организации взаимодействия общественных и бизнес-структур с органами государственной власти и местного самоуправления, к созданию благоприятной политико-административной и законодательной среды деятельности коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-20).
- способность к разработке стратегий, программ и планов в сфере общественно-политической деятельности для политических деятелей, партий, органов власти, СМИ и экономических субъектов, готовность оказывать им консультационные услуги (ПК-15);
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
- способность к участию в организации управленческих процессов и разработке политико-управленческих решений в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, международных организаций, органах местного самоуправления (ПК-11);