В практике психолога возникают трудные задачи, когда привычные инструменты утрачивают эффективность. Клиент говорит о тревоге, бессоннице или боли в теле, но когнитивные техники незначительно полезны, а классическая экспозиция вызывает абреакции. Мы ощущаем, что рядом есть «ядро травмы», но доступ к нему закрыт.
Брейнспоттинг (Brainspotting) – это метод, который открывает этот доступ. Он позволяет увидеть, что «застряло» в психике с помощью простой фиксации взгляда на определённой точке и внимание к телесным реакциям. Там, где другие подходы требуют десятки сессий для стабилизации, брейнспоттинг предлагает точный и бережный результат с сохранением опоры на ресурс.
Чем полезен брейнспоттинг для специалиста?
- Вы получаете протокол, который помогает при психотравмах мягко, без риска ухудшения общего состояния клиента.
- Вы можете сопровождать клиента, когда когнитивные и разговорные техники бессильны: телесные блоки, психосоматика, хроническая боль, «застрявшие» воспоминания.
- Вы начинаете видеть психику и тело как единую функциональную систему, а значит, расширите границы своей профессиональной компетентности.
Сегодня именно такие методы становятся востребованными. Клиенты ждут от психолога не только поддержки и слов, но и современных способов реального облегчения их состояния. Брейнспоттинг – один из них. Обучение брейнспоттингу позволяет стать специалистом, к которому идут не «просто поговорить», а пережить и «отпустить» проблему. Возможно, этот метод станет важным шагом в вашей практике.
Это обучение полезно для психологов и психотерапевтов, которые
- мягко и экологично хотят работать с последствиями психических травм;
- ориентированы на новые инструменты для работы с психосоматикой и хронической болью;
- в своей работе помогают клиентами в состоянии «застревания» и хотят освоить способ, помогающий достигать быстрых результатов и двигаться дальше;
- расширяют выбор техник, выходя за пределы когнитивных и разговорных моделей;
- ценят современные достижения нейронаук в изучении возможностей головного мозга человека.
В программе
- Освоить базовый протокол брейнспоттинга (по Дэвиду Гранду, США), включая работу с ресурсными и травматическими точками.
- Использовать алгоритм «ресурс – травма – возвращение в ресурс» как основу мягкой и безопасной переработки травматического опыта.
- Применять протоколы Body Spotting и Neurofocusing для работы с телесной активацией, психосоматикой и хронической болью.
- Интегрировать брейнспоттинг в консультативную практику разных направлений, сочетая его с привычными методами.
- Повысить уверенность в работе с клиентами, переживающими посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), тревожные, психосоматические и диссоциативные состояния.
Преимущества
- Знакомство с методом брейнспоттинг (Brainspotting), который создан Дэвидом Грандом (США).
- Понимание отличий брейнспоттинга от метода десенсибилизации и переработки движениями глаз: «EMDR 3.0» или «Natural Flow EMDR».
- Освоение протоколов работы с «брейнспотами» – точками фиксации взгляда, связанными с ресурсными и травматическими переживаниями, а также телесными проявлениями.
- Брейнспоттинг при работе с психотравмой и психосоматикой на основе знаний в области нейронаук: поливагальная теория (Polyvagal theory) Стивена Порджеса, упражнения Стэнли Розенберга для активации блуждающего нерва, подходы Body Spotting и Neurofocusing.
- Возможность применять брейнспоттинг специалистам, которые не владеют методом десенсибилизации и переработки движениями глаз (ДПДГ / EMDR).
- Практика на каждом занятии: работа в парах и мини-группах, просмотр демонстраций, обсуждение возникающих трудностей.
- Поддержка в процессе обучения: разбор типичных ситуаций сопротивления, высокой эмоциональной активации или фиксации клиента на травматическом материале.
Программа:
Занятие 1. Ресурсы и безопасность
Введение в метод брейнспоттинга: история развития, связь с десенсибилизацией и переработкой движениями глаз (Eye Movement Desensitization and Reprocessing, EMDR), соматическими подходами. Понятие субъективных и ресурсных «точек». Практика поиска и удержания ресурсной «точки». Ознакомление с методами билатеральной стимуляции: звуковой формат и телесно-ориентированная техника «Бабочка».
- История возникновения метода и его соотношение с современными подходами при работе с травмой.
- Теория ресурсных и субъективных «точек».
- Демонстрация и практика удержания ресурсной «точки».
- Освоение базовых приёмов билатеральной стимуляции.
Занятие 2. Травматические точки
Изучение субъективных травматических «точек» и их роль в переработке тяжелого опыта. Отличие травматических «точек» от ресурсных. Разбор протокола базовой сессии: субъективная травматическая «точка» → удержание → переработка.
Демонстрации сессий брейнспоттинга. Парная практика освоения протокола.
- Теория субъективных травматических «точек».
- Сравнение ресурсных и травматических «точек».
- Алгоритм базовой сессии брейнспоттинга.
- Демонстрации учебных сессий с применением метода брейнспоттинга.
- Практика применения брейнспоттинга в парах с обратной связью.
Занятие 3. Поливагальная теория и брейнспоттинг
Рассмотрение триады автономной нервной системы: дорсальный, симпатический и вентральный контуры. Модель «лестницы регуляции» (Polyvagal ladder). Связь брейнспоттинга и поливагальной теории. Практика упражнений Стэнли Розенберга для стимуляции вентрального блуждающего нерва.
- Теоретические основы поливагальной теории (Стивен Порджес, США).
- Модель «Polyvagal ladder» и её применение в консультировании.
- Связь брейнспоттинга с поливагальной регуляцией.
- Практические упражнения для стимуляции блуждающего нерва.
Занятие 4. Практика и интеграция
Практическая отработка алгоритма «ресурс – травма – возвращение в ресурс». Проведение мини-сессий в парах и триадах. Разбор типичных трудностей: высокая активация, сопротивление и «застревание». Групповое обсуждение и обратная связь.
- Полный цикл работы по интегрированному протоколу брейнспоттинг.
- Практика в парах и триадах.
- Тактика работы с трудными состояниями клиентов.
- Групповое обсуждение и супервизионные комментарии.
Занятие 5. Углубленные протоколы для переработки телесных зажимов и физической боли
Работа с физической болью и телесными блоками с помощью подходов Body Spotting и Neurofocusing. Использование дыхания и телесной осознанности в сочетании со зрительными точками. Практика применения протокола «боль – зрительная точка – дыхание и билатеральная стимуляция (Bilateral stimulation, BLS)». Итоги программы, интеграция опыта, планы внедрения в практику.
- Теория и практика Body Spotting и Neurofocusing.
- Алгоритм работы с телесной болью с использованием зрительных «точек» и дыхания.
- Интеграция телесных и зрительных фокусов в протоколах брейнспоттинга.
- Подведение итогов, обратная связь и перспективы применения метода в своей профессиональной работе.