В публикации подробно рассмотрены с точки зрения определения основной мысли тексты для 5 – 8-х классов, представленные в демоверсии 2022 года, а также тексты, предлагавшиеся для подготовки к ВПР по русскому языку в прошлом учебном году.
Авторы рекомендуют использовать четкий алгоритм речевых действий, организующий пошаговое нахождение основной мысли в рассматриваемом тексте. Учащиеся, используя его, не угадывают основную мысль, а находят или уверенно восстанавливают её в «сильных» позициях текста: в заголовке, в конце вступления или первого абзаца, в выводе. Предпринятые речевые действия позволяют учащимся не только найти основную мысль текста, но и убедиться в правильности полученного
результата. Подробнее об этом шла речь на курсе Логика речи в рамках курса “РРЯ”. Записи 12 вебинаров, а также презентации и рабочие листы к урокам есть в продаже.
В этих же Рекомендациях кратко охарактеризована работа по составлению трехчастного плана текста, когда заголовки каждой из частей формулируются как
единообразные по грамматическому оформлению.
В цикл последующих публикаций авторы-составители предполагают включить такие Рекомендации, которые могут быть полезными при подготовке к ГИА:
- выстраивание корректных логических основ Итогового сочинения 2022/23 при его подготовке и написании,
- использование логических структур прочитанного текста для его успешного пересказа на Итоговом собеседовании (2-е задание),
- Итоговое собеседование: создание описания, повествования или рассуждения на основе их логических структур / знаний об их логических структурах,
- выстраивание корректных логических основ ОГЭ- и ЕГЭ-сочинений при их подготовке и написании.