Курс «Литература и культурные коды. Древние матрицы в произведениях классиков и современников»: обучение по онлайн-тренингу — Вебинарум
Автор: Евгений Стефанский
Литература и культурные коды. Древние матрицы в произведениях классиков и современников

Литературное произведение появляется не только в момент создания. Оно подготавливается культурой народа на протяжении многих веков.

Великие писатели (и в этом их величие) сознательно и бессознательно опираются на древние матрицы — миф, ритуал, фольклор. Они интуитивно чувствуют забытые смыслы языковых форм. И воспроизводят их.

На лекциях доктора филологических наук Евгения Евгеньевича Стефанского научимся распознавать эти глубинные коды. Различать временное и вечное. И видеть в литературе отражение универсальных тем человеческого опыта. Дух захватывает!

Зачем видеть культурные коды в литературе?

Образы и сюжеты, которые столетиями хранит культура, помогают глубже раскрыть смыслы литературных произведений (иногда от этой глубины может закружиться голова).

Это ключ к пониманию авторского замысла и живой связи с традицией. Чтение перестает быть только лишь интеллектуальной практикой — и становится встречей с древней мудростью, зашифрованной в словах.

Изучая культурные коды, мы видим за строками текста то, что объединяет людей вне времени и географии. Так литература становится продолжением и отражением коллективного опыта человечества.

Что вы узнаете?

  • Как в литературе отражается опыт, верования, мировоззрение людей
  • Любопытное о происхождении русской обсценной лексики и «волчье-песьей» фразеологии
  • Как одни и те же понятия могут иметь различное символическое значение в разных языках
  • Как «бродячие» фольклорные сюжеты работают в «письменной» литературе
  • Как древнейшие культурные сценарии, восходящие к мифу и ритуалу, веками сохраняются на периферии коллективного сознания, а в определенные моменты актуализируются

Программа:

Лекция 1. «Где-то там позади». История литературного произведения до его создания и ключевые концепты лингвокультуры

  • «Живое, растущее, становящееся, меняющееся значение» литературного произведения по М. М. Бахтину
  • Функциональный и мифопоэтический подход к анализу литературного произведения:
    а) «Как закалялась сталь» Н. Островского как житие советского святого;
    б) воспроизведение славянских миромоделирующих систем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»;
    в) трактовки образов Молчалина и Лопахина в различных театральных постановках.
  • Концепт — понятие, погруженное в культуру
  • Ключевые концепты национальной культуры
  • Обряд инициации и социальная матрица «волчьей маргинальности». Происхождение мата и волчье-песьей фразеологии
  • Месть Ольги: «Бяше муж твой аки волк, восхищая и грабя» — муж Ольги князь Игорь как «волк"
  • Концепт «КНЯЗЬ» в «Трех Будрысах» А. Мицкевича и в балладе «Будрыс и его сыновья» А. Пушкина

Лекция 2. Обряд «Конница королей» и концепты «LĺTOST» и «ZÁŠŤ» в романе М. Кундеры «Шутка»

  • «Конница королей» как посвятительный обряд, восходящий к обряду инициации. Его функции в романе
  • Людвик Ян: затянувшаяся инициация героя. Проверка героя смехом
  • Роль дублированных ситуаций в романе. История повторяется. Сначала как трагедия, потом как фарс
  • «Мужской дом» и судьба Люции
  • Роль специфических чешских концептов «LĺTOST» и «ZÁŠŤ»

Лекция 3. Социальная матрица «волчьей маргинальности» и концепт «LJUTOST'» в повести А. Куприна «Поединок»

  • Конкретно-историческое и общечеловеческое содержание повести.
  • Концепт «LJUTOST'» как синкретическое сочетание жалости и жестокости и его формирование в рамках «волчье-песьих» союзов
  • Отражение социальной матрицы «волчьей маргинальности» в повести «Поединок"
  • Жестокость и жалость в эмотивном поведении героев повести «Поединок"
  • Любовный треугольник «Ромашов-Николаев-Шурочка» и древняя модель «пес-волк-валькирия»

Лекция 4. Концептосфера романа М. Кундеры «Книга смеха и забвения»

  • Система кросс-концептов как средство создания романа вариаций «Книга смеха и забвения"
  • Концепт «DOBA» ‘пора, период, эпоха'
  • Концепт «OSUD» ‘судьба'
  • Концепт «KOLO» ‘круг'
  • Концепт «ГРАНИЦА»
Дата последнего обновления: 14 августа 2025

Темы

Другие курсы

-13%
Год рассказов
Год рассказов
Автор: Наталия Попова
Подробнее
12 990
14 990
-37%
Современная литература: оптика читателя
Современная литература: оптика читателя
Авторы: Группа авторов
Подробнее
9 900
15 900
1 650
/мес
-57%
Сумрачный германский гений: Арнольд Бёклин
Сумрачный германский гений: Арнольд Бёклин
Подробнее
680
1 600
Режиссер + художник
Режиссер + художник
Автор: Катя Телегина
Подробнее
5 900
Generation П. Виктор Пелевин
Generation П. Виктор Пелевин
Автор: Михаил Павловец
Подробнее
1 890
Поэты русского зарубежья
Поэты русского зарубежья
Автор: Оксана Смирнова
Подробнее
1 490
-6%
Философия для жизни
Философия для жизни
Автор: Максимилиан Неаполитанский
Подробнее
7 500
8 000
Встряска: креатив-интенсив
Встряска: креатив-интенсив
Автор: Александр Никифоров
Подробнее
24 900
2 075
/мес
Муми-тролли по-взрослому
Муми-тролли по-взрослому
Автор: Ольга Дробот
Подробнее
12 770
Назад
Смотреть дальше