Литературное произведение появляется не только в момент создания. Оно подготавливается культурой народа на протяжении многих веков.
Великие писатели (и в этом их величие) сознательно и бессознательно опираются на древние матрицы — миф, ритуал, фольклор. Они интуитивно чувствуют забытые смыслы языковых форм. И воспроизводят их.
На лекциях доктора филологических наук Евгения Евгеньевича Стефанского научимся распознавать эти глубинные коды. Различать временное и вечное. И видеть в литературе отражение универсальных тем человеческого опыта. Дух захватывает!
Зачем видеть культурные коды в литературе?
Образы и сюжеты, которые столетиями хранит культура, помогают глубже раскрыть смыслы литературных произведений (иногда от этой глубины может закружиться голова).
Это ключ к пониманию авторского замысла и живой связи с традицией. Чтение перестает быть только лишь интеллектуальной практикой — и становится встречей с древней мудростью, зашифрованной в словах.
Изучая культурные коды, мы видим за строками текста то, что объединяет людей вне времени и географии. Так литература становится продолжением и отражением коллективного опыта человечества.
Что вы узнаете?
- Как в литературе отражается опыт, верования, мировоззрение людей
- Любопытное о происхождении русской обсценной лексики и «волчье-песьей» фразеологии
- Как одни и те же понятия могут иметь различное символическое значение в разных языках
- Как «бродячие» фольклорные сюжеты работают в «письменной» литературе
- Как древнейшие культурные сценарии, восходящие к мифу и ритуалу, веками сохраняются на периферии коллективного сознания, а в определенные моменты актуализируются
Программа:
Лекция 1. «Где-то там позади». История литературного произведения до его создания и ключевые концепты лингвокультуры
- «Живое, растущее, становящееся, меняющееся значение» литературного произведения по М. М. Бахтину
- Функциональный и мифопоэтический подход к анализу литературного произведения:
а) «Как закалялась сталь» Н. Островского как житие советского святого;
б) воспроизведение славянских миромоделирующих систем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»;
в) трактовки образов Молчалина и Лопахина в различных театральных постановках. - Концепт — понятие, погруженное в культуру
- Ключевые концепты национальной культуры
- Обряд инициации и социальная матрица «волчьей маргинальности». Происхождение мата и волчье-песьей фразеологии
- Месть Ольги: «Бяше муж твой аки волк, восхищая и грабя» — муж Ольги князь Игорь как «волк"
- Концепт «КНЯЗЬ» в «Трех Будрысах» А. Мицкевича и в балладе «Будрыс и его сыновья» А. Пушкина
Лекция 2. Обряд «Конница королей» и концепты «LĺTOST» и «ZÁŠŤ» в романе М. Кундеры «Шутка»
- «Конница королей» как посвятительный обряд, восходящий к обряду инициации. Его функции в романе
- Людвик Ян: затянувшаяся инициация героя. Проверка героя смехом
- Роль дублированных ситуаций в романе. История повторяется. Сначала как трагедия, потом как фарс
- «Мужской дом» и судьба Люции
- Роль специфических чешских концептов «LĺTOST» и «ZÁŠŤ»
Лекция 3. Социальная матрица «волчьей маргинальности» и концепт «LJUTOST'» в повести А. Куприна «Поединок»
- Конкретно-историческое и общечеловеческое содержание повести.
- Концепт «LJUTOST'» как синкретическое сочетание жалости и жестокости и его формирование в рамках «волчье-песьих» союзов
- Отражение социальной матрицы «волчьей маргинальности» в повести «Поединок"
- Жестокость и жалость в эмотивном поведении героев повести «Поединок"
- Любовный треугольник «Ромашов-Николаев-Шурочка» и древняя модель «пес-волк-валькирия»
Лекция 4. Концептосфера романа М. Кундеры «Книга смеха и забвения»
- Система кросс-концептов как средство создания романа вариаций «Книга смеха и забвения"
- Концепт «DOBA» ‘пора, период, эпоха'
- Концепт «OSUD» ‘судьба'
- Концепт «KOLO» ‘круг'
- Концепт «ГРАНИЦА»