Воспитание с помощью сказки – древнейший способ передачи знаний. Это один из самых эффективных методов работы с детьми, при этом он самый мягкий, самый увлекательный, самый близкий детям.
- Сказкотерапия развивает личность ребенка и его эмоциональный интеллект, учит понимать свои и чужие чувства и эмоции, формирует положительные качества характера, помогает научиться видеть и анализировать причинно-следственные связи, ненавязчиво подсказывает ребенку, как поступать в той или иной сложной жизненной ситуации.
- Применение сказкотерапии помогает педагогам и родителям переключиться из режима раздражения и беспомощности, которые часто сопровождают проблемные ситуации взаимодействия с детьми, в режим интереса, творчества, легкости, в то же время помогая передавать детям свои ценности, формировать у них активную жизненную позицию и полезные социальные навыки.
Учебный план:
1. Возможности использования сказок в общении и взаимодействии с детьми и младшими подростками
- От чего зависит эффективность сказок?
- Почему дети плохо себя ведут?
- И как справиться с «плохим» поведением при помощи сказок?
- Потребности детей и связь поведения с их удовлетворением.
- Таблица Р. Дрейкурса.
- Основные принципы сказкотерапии.
- Как выбирать главного героя?
2. Технология использования сказок во взаимодействии с детьми и младшими подростками
- Когда и как правильно рассказывать сказки.
- Создание сказочной атмосферы.
- Усиление сказочного эффекта.
- Специфика и алгоритм сочинения позитивной сказки.
- Сказки для подготовки к новому.
- Специфика и алгоритм сочинения негативной сказки, ее назначение.
- Противопоказания для применения негативной одели сказок.
3. Создание универсальных сказок
- Алгоритм создания универсальных сказок.
- Универсальная модель сказки: “Весы”.
- Специфика и алгоритм сочинения сказки “Весы”.
- Закрепление результата.
- Способы отработки сказочного решения.
4. Сказки для решения поведенческих и коммуникативных проблем детей и младших подростков
- Сказки для решения поведенческих и коммуникативных проблем.
- Приучение к самостоятельности - модель сказки «Параллель».
- Привлечение детей к рассказыванию и проигрывание сказок.
- Как обсуждать сказку с детьми после прочтения/проигрывания?
- Сказки для формирования навыков гигиены и самообслуживания.
- Модель сказки «Конфликт».
- Специфика и алгоритм сочинения сказки “Конфликт».
- Модель «Снежный ком».
- Усиленная сказка, специфика и алгоритм.
- Типичные ошибки при сочинении сказок.
5. Сказки в работе с детскими страхами
- Сказки для развития коммуникативных навыков, обучение навыкам гигиены и самообслуживания.
- Модель сказки «Конфликт».
- Специфика и алгоритм сочинения сказки “Конфликт».
- Модель «Снежный ком».
- Усиленная сказка, специфика и алгоритм.
- Типичные ошибки при сочинении сказок.
6. Сказки для решения дидактических и логопедических задач
- Сказки в логопедии.
- Выбор героев для дидактических сказок.
- Виды сказочных сценариев.