Страх, как писал признанный мастер хоррора Говард Филлипс Лавкрафт — это «самое древнее и сильное из человеческих чувств». При этом нас тянет ко всему страшному: мы росли на рассказах Эдгара По и романах Стивена Кинга, «Секретных материалах» и городских байках — и до сих пор помним те дрожь, тревогу и завороженность…
С помощью наших экспертов — профессиональных писателей, — вы напишете собственный мистический рассказ: основанный на классических образцах и приемах — но свой. Сильный и атмосферный. Такой, какой всегда хотели прочесть.
Этот курс — ваш «входной билет» в мир мистической литературы. Вместе мы выясним, чего боялись люди в разные времена — и чего «на самом деле» страшимся мы все. А затем силой слова попытаемся «приручить» этот ужас: научимся пугать намеками, играть с контрастами света и тьмы, расставлять «крючки» и завораживающие детали.
Этот курс для вас, если:
- Читаете много «жути», но мечтаете оказаться «по ту сторону» пера
- Пишете мистику и хорроры, но выходит бледно и совсем не пугающе
- Простые вещи и решения стали требовать непропорционально много усилий
- Часто начинаете рассказы, но не можете их закончить — не хватает мотивации и профессиональной поддержки
- Хотите писать истории, от которых бросает в дрожь и восторг
- Просто хотите понять, почему нас так привлекает все мрачное и таинственное
Программа:
Занятие 1. Краткая история ужаса: от готики до «зловещей долины»
- Страх как инструмент: уязвимости в тексте и как с ними работать
- Краткая история страхов: античный ужас перед судьбой, готический ужас пространства и времени, безликие корпорации и внутренняя пустота
- Архитектура готического романа: замок, наследие, тайна, женщина в белом и запретная комната
- XX–XXI век: тревожное сознание и ужас без сверхъестественного
- «Русская» линия страха от Гоголя до постсоветского хоррора
- Зачем нам страшные истории: очищение / расплата, игра / проживание и "утешение" в ужасе
Занятие 2. Мистическая завязка, или Как сделать «крючок»
- Как начинается хорошая страшная история
- Работает ли пролог? Создаем ощущение «что-то не так» с первых строк
- Что такое «тревожные детали» и как насыщать ими текст
- Немного практики
Занятие 3. Как «нагнетать»? Работаем с атмосферой, тревогой и напряжением
- Как вызывать тревогу, не показывая «страшное» в лоб
- Рецепт «густой» атмосферы: свет, звук, тишина и темп
- Ожидание страшнее монстра: как обратить воображение читателя против него
- Раздвоение восприятия: как усилить тревогу при помощи «светлой сцены» с единственной деталью
- Страх как метафора: чего мы на самом деле боимся и как об этом писать
- Практика: сцена в полной темноте и работа с «невидимыми» деталями
Занятие 4. Как построить сюжет мистической истории
- Конфликт в мистике: в чем он может состоять
- Как не скатиться в банальность и шаблоны
- Работаем с логикой событий, удерживаем внимание
- Что делать с текстом, если застряли на полпути
Занятие 5. Финал мистического рассказа, или Как оставить читателя в восторге
- Три типа концовок: открытая, замкнутая и «удар в живот»
- Как добиться эффекта «звучащего рассказа» — даже после последней точки
- Поэтика тьмы: зачем она нужна и как работает
- Смещение перспективы: как одним поворотом поставить рассказ с ног на голову
Занятие 6. Разбор ваших историй и обратная связь
- Обсуждаем рассказы участников
- Разбираем их сильные стороны и зоны роста
- Рекомендации по доработке и публикации