Авторы: Надежда Шестакова, Оксана Кузина
Игра и эмоции

Этот курс – в первую очередь о затейливых и тонких ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ игры и эмоций. Когда в ходе эволюции привязанность стала синонимом выживания, человечество оказалось перед дилеммой: первичные эмоции выживания в чистом виде несут в себе угрозу тем самым привязанностям, которым по природе своей должны служить. И вот здесь как раз приходит на помощь игра, позволяя эмоциям действовать и выражаться без последствий для отношений. Если убрать игру из уравнения, не будет конца эмоциональным, поведенческим и социальным проблемам. Отсюда вытекают важнейшие выводы для родительства, педагогической практики и психологической работы с детьми.

К сожалению, игра – по крайне мере тот вид игры, который нужен, – была вычеркнута из уравнения в современном обществе как у детей, так и у взрослых. Для детей заменой игры стали гаджеты, учёба, кружки, развлечения, а также все сорта псевдоигры, в том числе видеоигры, значительная часть спортивных занятий и всё то, чем дети занимаются на переменах и после школы. У взрослых вместо игры – работа и развлечения.

Как нам найти путь назад? Как наладить задуманный по природе вещей танец игры и эмоций? Как создать условия, благоприятные для игры в жизни детей и в нашей собственной? Как нам стать более игривыми взрослыми? Где лежат и что из себя представляют площадки для игры эмоций детей и взрослых?

В данном курсе мы обрисовываем, что́ игра способна предложить эмоциям, и исследуем вопрос, почему игра абсолютно необходима для эмоционального здоровья и благополучия. Мы сосредоточимся на важности создания игровых площадок для первичных эмоций – фрустрации, тревоги и обострённого стремления к близости. Мы затронем тему игр с переодеванием, со словами, с ролями, с монстрами, с игрушками, музыкой, голосами, разделением и смертью. Мы посмотрим на игру и эмоции в терапии, искусстве, обучении, творчестве, юморе (в том числе чёрном), театре и каждодневной жизни. Будем надеяться, что в процессе обнаружим, как развивать собственную игривость (нам, взрослым), создавая пространство для тонкого танца эмоций и игры. Нет ничего более важного для раскрытия человеческого потенциала – как для детей, так и для взрослых.

На кого ориентирован курс:

Темы, которые раскрываются на курсе, универсальны, они будут полезны и для себя, и в родительстве, и в педагогической и терапевтической практике. Знакомство с актуальными публикациями по игре и эмоциям не требуется. Однако всё же понадобится базовое понимание подхода развития на основе привязанности, поэтому необходимо предварительно пройти два основных Интенсива (I и II). Также требуется знакомство с базовыми материалами по эмоциям и игре (курсы «Наука об эмоциях» и «Наука об игре»), чтобы, опираясь на них, сосредоточиться на взаимоотношениях между этими динамиками. Кроме того, данный курс основывается на материалах курса «Игра и привязанность».

Темы/Цели курса:

  • углубиться в понимании эмоций и игры, а также их взаимоотношений
  • осознать важность игры как базовой человеческой потребности и для детей, и для взрослых; понять, что это не просто легкомысленное времяпрепровождение
  • вывести игру на сознательный уровень, чтобы можно было компенсировать её утрату в нашем обществе
  • помочь нашим детям найти игру, которая необходима для их эмоционального здоровья и благополучия
  • развить нашу собственную игривость

Некоторые темы, которые мы обсудим на курсе:

  • зачем эмоциям игра
  • игра как естественная терапия
  • смех и юмор как виды игры
  • значение дурачества и инстинкта вести себя странно (эксцентрично)
  • цивилизующее воздействие игры
  • почему в режиме игры мозг работает лучше
  • что игра способна делать с эмоциями
  • тёмная сторона игры
  • как игра может смягчать сердце
  • игра в качестве покоя
  • роль эмоций в выживании
  • как эмоции могут аукаться с точки зрения привязанности
  • как в игре калибруется система оповещения о тревоге
  • роль игры в креативности
  • как игра укрощает агрессию
  • как игра способствует любознательности
  • как игра готовит нас к столкновению с разделением
  • необходимость игры для эмоционального здоровья и благополучия

Содержание курса:

Занятие первое – КАК игра служит эмоциям: обзор

  • В начале курса мы рассмотрим шесть способов, которыми игра служит эмоциям.
  • Когда эмоции лишаются игры, необходимой для правильного функционирования, соответствующим образом страдает эмоциональное здоровье и развитие.
  • Эти темы проходят красной нитью через все остальные лекции.

Занятие второе – ГДЕ игра служит эмоциям: игровые площадки

  • Понятие игры было редуцировано до игр на детских игровых площадках и игр с игрушками.
  • В результате традиционные игровые площадки, где может проигрываться эмоция, не развиваются и не оберегаются должным образом.
  • А наши дети оказываются не подготовлены ко входу на такие площадки.
  • На занятии мы исследуем некоторые традиционные площадки для эмоциональной игры: музыку, движение, истории, изобразительное искусство, театр и юмор.

Занятие третье – Каким образом игра служит ФРУСТРАЦИИ и решению задач

  • Первичная сепарационная эмоция фрустрации сильна, могущественна и потенциально разрушительна.
  • Агрессия и насилие могут угрожать самой структуре семьи и общества.
  • Игра – это главный инструмент укрощения жестокости, подходящий всем возрастам: от годовалых малышей до подростков и даже до пожилых людей.
  • На занятии мы исследуем, как тема атаки выражается в игре, включая изобразительное искусство, музыку и игры по правилам.
  • Также мы рассмотрим, как игра может ускорить развитие терпения, созидательных навыков и даже креативности в решении задач.

Занятие четвёртое – Каким образом игра служит системе оповещения о ТРЕВОГЕ

  • Система оповещения о тревоге – одна из наиболее сложных эмоциональных систем.
  • Для того, чтобы подготовить её к функционированию в реальном мире, необходима игра.
  • Мы рассмотрим роль тревожащей игры, в том числе игр в монстров, ведьм и демонов.
  • Также мы поговорим подробно о книге Мориса Сендака «Где живут чудовища».
  • И наконец, мы исследуем игру как способ работы с тревожностью и другими проблемами на основе повышенной тревоги.

Занятие пятое – Как игра служит эмоции ПОИСКА и формированию идентичности.

  • Среди наиболее распространённых форм спонтанной детской игры – игры на сокращение разрыва (например, догонялки, преследование, нахождение) и игры на изменение себя (переодевание, маски, ролевые игры, игры с идентичностью).
  • На занятии мы исследуем назначение таких форм игры, в том числе в качестве ситуационных мер при столкновении с разделением, а также в более глобальном смысле – для формирования идентичности.
  • Кроме того, мы поговорим о концепции целостности и её развитии благодаря игре.

Занятие шестое – Как игра служит ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ и адаптации

  • Игре отведена важнейшая роль в человеческой способности к восстановлению после невзгод и к трансформации благодаря тому, чего мы не можем изменить.
  • И психологическая устойчивость, и адаптация – дело рук эмоций, и по этой причине им требуется помощь игры для полной реализации.
  • На этом занятии мы раскроем тему игривости как ключевого признака оптимального функционирования.
  • Также мы рассмотрим, каким образом истинная игра создаёт условия, благоприятные для психологической устойчивости, и способствует достижению поворотной точки в адаптации.

Занятие седьмое – Как игра помогает СТАЛКИВАТЬСЯ С РАЗДЕЛЕНИЕМ

  • Среди прочего нам сложнее всего адаптироваться к нашим ограничениям, к конечной природе сущего и к смертности.
  • На занятии мы исследуем, какие возможности даёт игра для столкновения с этой действительностью и почему это так важно для подготовки к реальной жизни.
  • В частности, мы рассмотрим роль сказок, историй, театра, трагедии, поэзии и песен.

Занятие восьмое – Как игра служит САМОРЕАЛИЗАЦИИ

  • В основном самосовершенствование и трансформация рассматриваются через призму всевозможных вариаций на тему работы.
  • На занятии игра будет представлена как естественный альтернативный путь к самореализации, на котором мы позволяем Природе делать своё дело.
  • В завершение курса мы поговорим о том, как выделить место в нашей жизни и жизни наших детей для столь важной игры, служащей эмоциям.
Дата последнего обновления: 19 января 2025

Темы

Другие курсы

-67%
Гений вопросов
Гений вопросов
Автор: Ольга Грищенко
Подробнее
11 500
35 000
-51%
Я - удовольствие. Базовый терапевтический курс для женщин
Я - удовольствие. Базовый терапевтический курс для женщин
Автор: Анастасия Павелковская
Подробнее
29 000
60 000
-20%
Искусство диалога: как сделать слова своей суперсилой?
Искусство диалога: как сделать слова своей суперсилой?
Автор: Вероника Хранеко
Подробнее
4 000
5 000
-20%
Здоровая самооценка: как найти опору в себе?
Здоровая самооценка: как найти опору в себе?
Автор: Светлана Иконникова
Подробнее
4 000
5 000
-20%
Критическое мышление: как не жалеть о принятых решениях?
Критическое мышление: как не жалеть о принятых решениях?
Автор: Максим Киселёв
Подробнее
4 000
5 000
-58%
Экспресс-диагностика детской самооценки и самоценности
Экспресс-диагностика детской самооценки и самоценности
-50%
Мой лучший 2025-ый
Мой лучший 2025-ый
Подробнее
5 000
10 000
Алхимия потенциала
Алхимия потенциала
Автор: Ольга Скребейко
Подробнее
2 500
Маячь! Практикум о личной стратегии
Маячь! Практикум о личной стратегии
Автор: Ольга Скребейко
Подробнее
1 999
Назад
Смотреть дальше