Этот курс – в первую очередь о затейливых и тонких ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ игры и эмоций. Когда в ходе эволюции привязанность стала синонимом выживания, человечество оказалось перед дилеммой: первичные эмоции выживания в чистом виде несут в себе угрозу тем самым привязанностям, которым по природе своей должны служить. И вот здесь как раз приходит на помощь игра, позволяя эмоциям действовать и выражаться без последствий для отношений. Если убрать игру из уравнения, не будет конца эмоциональным, поведенческим и социальным проблемам. Отсюда вытекают важнейшие выводы для родительства, педагогической практики и психологической работы с детьми.
К сожалению, игра – по крайне мере тот вид игры, который нужен, – была вычеркнута из уравнения в современном обществе как у детей, так и у взрослых. Для детей заменой игры стали гаджеты, учёба, кружки, развлечения, а также все сорта псевдоигры, в том числе видеоигры, значительная часть спортивных занятий и всё то, чем дети занимаются на переменах и после школы. У взрослых вместо игры – работа и развлечения.
Как нам найти путь назад? Как наладить задуманный по природе вещей танец игры и эмоций? Как создать условия, благоприятные для игры в жизни детей и в нашей собственной? Как нам стать более игривыми взрослыми? Где лежат и что из себя представляют площадки для игры эмоций детей и взрослых?
В данном курсе мы обрисовываем, что́ игра способна предложить эмоциям, и исследуем вопрос, почему игра абсолютно необходима для эмоционального здоровья и благополучия. Мы сосредоточимся на важности создания игровых площадок для первичных эмоций – фрустрации, тревоги и обострённого стремления к близости. Мы затронем тему игр с переодеванием, со словами, с ролями, с монстрами, с игрушками, музыкой, голосами, разделением и смертью. Мы посмотрим на игру и эмоции в терапии, искусстве, обучении, творчестве, юморе (в том числе чёрном), театре и каждодневной жизни. Будем надеяться, что в процессе обнаружим, как развивать собственную игривость (нам, взрослым), создавая пространство для тонкого танца эмоций и игры. Нет ничего более важного для раскрытия человеческого потенциала – как для детей, так и для взрослых.
На кого ориентирован курс:
Темы, которые раскрываются на курсе, универсальны, они будут полезны и для себя, и в родительстве, и в педагогической и терапевтической практике. Знакомство с актуальными публикациями по игре и эмоциям не требуется. Однако всё же понадобится базовое понимание подхода развития на основе привязанности, поэтому необходимо предварительно пройти два основных Интенсива (I и II). Также требуется знакомство с базовыми материалами по эмоциям и игре (курсы «Наука об эмоциях» и «Наука об игре»), чтобы, опираясь на них, сосредоточиться на взаимоотношениях между этими динамиками. Кроме того, данный курс основывается на материалах курса «Игра и привязанность».
Темы/Цели курса:
- углубиться в понимании эмоций и игры, а также их взаимоотношений
- осознать важность игры как базовой человеческой потребности и для детей, и для взрослых; понять, что это не просто легкомысленное времяпрепровождение
- вывести игру на сознательный уровень, чтобы можно было компенсировать её утрату в нашем обществе
- помочь нашим детям найти игру, которая необходима для их эмоционального здоровья и благополучия
- развить нашу собственную игривость
Некоторые темы, которые мы обсудим на курсе:
- зачем эмоциям игра
- игра как естественная терапия
- смех и юмор как виды игры
- значение дурачества и инстинкта вести себя странно (эксцентрично)
- цивилизующее воздействие игры
- почему в режиме игры мозг работает лучше
- что игра способна делать с эмоциями
- тёмная сторона игры
- как игра может смягчать сердце
- игра в качестве покоя
- роль эмоций в выживании
- как эмоции могут аукаться с точки зрения привязанности
- как в игре калибруется система оповещения о тревоге
- роль игры в креативности
- как игра укрощает агрессию
- как игра способствует любознательности
- как игра готовит нас к столкновению с разделением
- необходимость игры для эмоционального здоровья и благополучия
Содержание курса:
Занятие первое – КАК игра служит эмоциям: обзор
- В начале курса мы рассмотрим шесть способов, которыми игра служит эмоциям.
- Когда эмоции лишаются игры, необходимой для правильного функционирования, соответствующим образом страдает эмоциональное здоровье и развитие.
- Эти темы проходят красной нитью через все остальные лекции.
Занятие второе – ГДЕ игра служит эмоциям: игровые площадки
- Понятие игры было редуцировано до игр на детских игровых площадках и игр с игрушками.
- В результате традиционные игровые площадки, где может проигрываться эмоция, не развиваются и не оберегаются должным образом.
- А наши дети оказываются не подготовлены ко входу на такие площадки.
- На занятии мы исследуем некоторые традиционные площадки для эмоциональной игры: музыку, движение, истории, изобразительное искусство, театр и юмор.
Занятие третье – Каким образом игра служит ФРУСТРАЦИИ и решению задач
- Первичная сепарационная эмоция фрустрации сильна, могущественна и потенциально разрушительна.
- Агрессия и насилие могут угрожать самой структуре семьи и общества.
- Игра – это главный инструмент укрощения жестокости, подходящий всем возрастам: от годовалых малышей до подростков и даже до пожилых людей.
- На занятии мы исследуем, как тема атаки выражается в игре, включая изобразительное искусство, музыку и игры по правилам.
- Также мы рассмотрим, как игра может ускорить развитие терпения, созидательных навыков и даже креативности в решении задач.
Занятие четвёртое – Каким образом игра служит системе оповещения о ТРЕВОГЕ
- Система оповещения о тревоге – одна из наиболее сложных эмоциональных систем.
- Для того, чтобы подготовить её к функционированию в реальном мире, необходима игра.
- Мы рассмотрим роль тревожащей игры, в том числе игр в монстров, ведьм и демонов.
- Также мы поговорим подробно о книге Мориса Сендака «Где живут чудовища».
- И наконец, мы исследуем игру как способ работы с тревожностью и другими проблемами на основе повышенной тревоги.
Занятие пятое – Как игра служит эмоции ПОИСКА и формированию идентичности.
- Среди наиболее распространённых форм спонтанной детской игры – игры на сокращение разрыва (например, догонялки, преследование, нахождение) и игры на изменение себя (переодевание, маски, ролевые игры, игры с идентичностью).
- На занятии мы исследуем назначение таких форм игры, в том числе в качестве ситуационных мер при столкновении с разделением, а также в более глобальном смысле – для формирования идентичности.
- Кроме того, мы поговорим о концепции целостности и её развитии благодаря игре.
Занятие шестое – Как игра служит ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ и адаптации
- Игре отведена важнейшая роль в человеческой способности к восстановлению после невзгод и к трансформации благодаря тому, чего мы не можем изменить.
- И психологическая устойчивость, и адаптация – дело рук эмоций, и по этой причине им требуется помощь игры для полной реализации.
- На этом занятии мы раскроем тему игривости как ключевого признака оптимального функционирования.
- Также мы рассмотрим, каким образом истинная игра создаёт условия, благоприятные для психологической устойчивости, и способствует достижению поворотной точки в адаптации.
Занятие седьмое – Как игра помогает СТАЛКИВАТЬСЯ С РАЗДЕЛЕНИЕМ
- Среди прочего нам сложнее всего адаптироваться к нашим ограничениям, к конечной природе сущего и к смертности.
- На занятии мы исследуем, какие возможности даёт игра для столкновения с этой действительностью и почему это так важно для подготовки к реальной жизни.
- В частности, мы рассмотрим роль сказок, историй, театра, трагедии, поэзии и песен.
Занятие восьмое – Как игра служит САМОРЕАЛИЗАЦИИ
- В основном самосовершенствование и трансформация рассматриваются через призму всевозможных вариаций на тему работы.
- На занятии игра будет представлена как естественный альтернативный путь к самореализации, на котором мы позволяем Природе делать своё дело.
- В завершение курса мы поговорим о том, как выделить место в нашей жизни и жизни наших детей для столь важной игры, служащей эмоциям.