Схема-терапия – это современное интегративное научно обоснованное направление психологической помощи. Высокая эффективность схема-терапии связана с возможностью обратиться к глубинному уровню проблемы клиента и направлена на эмоциональную переработку негативного опыта и исцеление внутреннего ребёнка. Для этого в схема-терапии применяются уникальные экспириенциальные техники, которые позволяют проводить глубинную психодиагностику и психотерапию.
Программа предназначена для психологов, клинических психологов, психотерапевтов, а также студентов, обучающихся по психологическим направлениям.
Цели программы:
- Изучить концепцию современной схема-терапии и её практические возможности.
- Овладеть методами и техниками схема-терапии в работе с различными психологическими проблемами.
- Приобрести личный опыт участия в упражнениях, групповых обсуждениях, разборе практических случаев в рамках схема-терапевтического подхода.
Эффективный формат:
- Пять онлайн-встреч позволят познакомиться с концепцией, приёмами и техниками современной схема-терапии.
- Видеозаписи занятий и раздаточные материалы размещаются в личном кабинете. Доступ к ним предоставляется в течении трех месяцев после окончания программы.
Программа
1. Структура и специфика схема-терапии.
- Краткая история возникновения и развития схема-терапии.
- Модальности схема-терапии.
- Отличия схема-терапии от классической когнитивно-поведенческой терапии.
- Задачи схема-терапии.
- Основные концепции схема-терапии.
- Замещающее родительство, его значение, виды и проявления.
- Эмпатическая конфронтация.
2. Эмоциональные потребности и ранние дезадаптивные схемы.
- Базовые психологические потребности по Дж. Янгу.
- Варианты нарушения потребностей.
- Понятие ранней дезадаптивной схемы (РДС).
- Структура РДС.
- Источники формирования РДС и значение темперамента.
- Проявление РДС во взрослом возрасте.
- Основные и компенсаторные схемы.
- Ресурсы, препятствующие развитию дезадаптивных схем и способствующие исцелению.
3. Копинговые стили и режимы функционирования дезадаптивных схем.
- Три стиля копинга (капитуляция, избегание, гиперкомпенсация), их влияние на схемы, отношения и контрперенос.
- Режимы функционирования схем.
- Отличия режимов от схем.
- Критерии дисфункциональных режимов.
- Врождённые детские режимы.
- Концепция «двух ног» Э. Рёдигера.
- Дисфункциональные критикующие режимы.
- Дезадаптивные копинговые режимы.
- Здоровые функциональные режимы.
- Довербальные схемы и младенческие режимы.
4. Этапы схема-терапии.
- Диагностика в схема-терапии (анкеты, опросники, биографический анализ, методики визуализации, наблюдение за поведением, использование контрпереноса).
- Экспириенциальная диагностика.
- Краткая и полная концептуализация случая в схема-терапии.
- Варианты концептуализации.
- Терапевтические, атерапевтические и антитерапевтические цели.
- Прогноз терапии для клиентов разных уровней организации личности.
5. Методы и техники схема-терапии.
- Основные фазы излечения по Э. Берну.
- Значение концепции зоны ближайшего развития Л.С. Выготского.
- Когнитивные, экспириенциальные, поведенческие и соматические техники.
- Рескриптинг.
- Диалоги с режимами.
- Игровые техники.
- Проблемы терапевтических отношений и способы их разрешения.
- Личная терапия, супервизия и сертификация в схема-терапии.