Самая часто цитируемая монтажная модель в истории кинематографа – Match-cut из фильма Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» (1968). Там брошенная приматом кость сопоставляется с космическим кораблем такой же формы. Эту модель было невозможно точно описать русскоязычной кинотерминологией, ибо ни в кинопрактике, ни в теории кино не существовало подходящих понятий. Более того, термины, которые утвердились в кинопрактике, например: «Восьмерка», «Скачка», «Стыковка» и др. не могли использоваться в академических слоях. Таким образом, возможности описания киномоделей для русского киноведения были ограничены, а понятия устарели, что делало эту сферу неточной. Из-за недостатка словарного запаса у киноведов не было инструментов и возможностей точно описывать киномодели того времени. Лекция «Аспекты киномонтажа» является своего рода введением в теорию киномонтажа. В лекции будут показаны и проанализированы такие модели и концепции монтажа как: Match-cut, Jump-cut, Cross-cutting, Эллипсе, Плансеквенция и т. д. Рассмотрим таких авторов как: Эйзенштейн, Годар, Коппола, Кубрик, Орсон Уэллс, Боб Фосс и др.